Ремонт и стройка!

Говорим, показываем, делаем!

Как в 1945 году рухнул первый Керченский мост

Как в 1945 году рухнул первый Керченский мост
Стройка Керченского моста сопровождалось на протяжении всей своей истории постоянными неудачами. Невесть, чем кончится нынешняя попытка России, однако историю полезно помнить вечно. 

Мы уже рассказывали о том, будто в еще 19-м веке англичане планировали его строить и о том. будто во время войны немцы тоже вернулись к этой идее, однако из этого ничего не вышло.  

В 1930-х годах идеей соединения Тамани и Крыма заинтересовался уже Сталин. Однако война помешала реализации замысла.

В январе 1943 года советские войска выбили немцев из Тамани, а в мае 1944 го — и из Крыма. Отступление гитлеровцев было столь стремительным, что они оставили цемент и балки для моста. И, уже 24 апреля советские строители вбили первую сваю на противоположном от Керчи берегу пролива. Напрасная спешность, как показала история

Однако, из Кремля требовали возвести мост в максимально короткие сроки. Еще шла брань, и он был необходим для переброски войск на зюйд Украины. Строительство возглавил инженер Иван Цюрюпа. За снабжение отвечал Павел Зернов. На стройку бросили свыше 10 тыс. бойцов железнодорожной бригады полковника Константина Чуба

Мост длиной в 4,5 км появился подлинно очень быстро. Первый поезд от станции Крым до станции Кавказ прошел по нему уже 3 ноября 1944 года. Одинешенек из инженеров, Дмитрий Терюхов, вспоминал, что по давней, еще дореволюционной, традиции руководители стройки испытывали мост, находясь под ним. 

По плану сооружение сдали к 27 й годовщине Октябрьской революции. В Кремле даже проигнорировали предупреждение строителей, что угроза дрейфующих по проливу льдов может стать фактором риска для мостовых опор: Азовское море замерзает у северного побережья, и в конце зимы эти ледяные поля течением выносит в Черное море.

Инженеры, отчего то, недооценили эту угрозу, хотя предварительно изучали погодные обстоятельства в регионе по данным наблюдений в течении последних 20 лет. Стремление отдать мост к годовщине революции победило рассудок. Причем, Иван  Цюрюпа был будет опытным инженером. Под его руководством строители отремонтировали несколько разрушенных во пора боев мостов через Дон и Днепр. Однако для Керченского случая этого опыта оказалось немного. 

Комиссия, принимавшая работу, отрапортовала в Кремль: «Коллектив поборол все трудности и выполнил работы первой очереди за 150 дней, добившись темпа работ более 30 м моста в сутки. Качество моста признать удовлетворительным». 

Однако, уже 26 декабря 1944 года, чрез полтора месяца после приемки объекта, начальство Главмостстроя Николай Холин телеграфировал в Кремль: «В течение 15 дней шторм не прекращается. Ветр от 7 до 10 баллов. Вся эстакада обледенела. Воду перебрасывает чрез эстакаду. Не можем сбросить с берега буксир Арарат и плавкран. Идет бойка свай на эстакаде. Ветр сбивает людей, их меняем чрез четыре часа, больше не выдерживают. С воды работы вести невозможно. Волны до двух метров». 

Тем не менее, поезда продолжали ходить по мосту на фронт: в сутки до 15 составов, причем порой в каждом было до полусотни вагонов. 

Сапер готовит взрывчатку, которой предполагалось размозжить ледяные поля, угрожавшие основаниям моста с основы февраля 1945 года

В феврале 1945 года чрез Керченский пролив начался ледоход с Азовского моря. Градусник показывал -6 °С, потому лед был достаточно прочным. В некоторых местах нагрузка на опоры моста достигала 270 т. Несмотря на это, строители продолжали бетонировать несущие конструкции и даже успели поставить пять ледорезов, вместо необходимых 115. Военная авиация бомбила застывшее море с воздуха, а саперы в нескольких местах подорвали ледяное покрытие, чтоб уменьшить давление льда на мостовые опоры. 

11 февраля по мосту из Крыма на Кавказ проехал особо охраняемый поезд: из Ялты после Крымской мирной конференции возвращалась советская делегация.  А чрез неделю ледяные поля разрушили первые опоры моста. За три дня лед практически стер 42 из 115 опор. 

Мост чрез Керченский пролив имел две разводные конструкции для малых (на фото) и больших судов

Это была вторая подобная крушение, случившаяся на железной дороге в СССР. В декабре 1941 года рухнул мост чрез реку Угра под Калугой. Тогда в воду свалился цельный состав, находившийся в то пора на мосту. 

Специальная техническая комиссия провела тщательное расследование разрушения Керченского моста. Николай Холин разом же сделал вывод: «Вины строителей тут нет, ее нужно разыскивать в другом месте». По его распоряжению четыре обломка моста сложили в ящики и отправили самолетом в Москву для разбирательства. 

Мост избавить не удалось. Его останки после того, будто сошел лед, разбирали на стройка других объектов еще 23 года. 

Большинство конструкций моста сооружались без генерального плана, исходя из обстоятельств и наличия материалов. Видна одна из опор моста, выполненная из цемента, оставленного немцами при отступлении

Удивительно, однако за разрушение никто не понес серьезного наказания. Лишь генерал-лейтенант Никон Просвиров был отстранен от должности начальника Главного управления железнодорожных войск. 

Иван Цюрюпа продолжил мостостроительную карьеру и даже удостоился звания Героя Социалистического Труда. Не менее успешным стало продвижение по службе и Павла Зернова: после керченской эпопеи он возглавил секретное конструкторское бюро, занимавшееся разработкой атомной бомбы в Арзамасе. 

К проекту соединения Керченского полуострова с Таманским попробовали вернуться после войны. Заместитель наркома путей сообщения Илья Гоцеридзе положил на стол Сталину новоиспеченный план строительства, сказав при этом: «Иосиф Виссарионович, это будет царь-мост». По легенде, ходившей в Кремле, генералиссимус ответил: «С царем мы расправились в 1917 году». 

И про этот мост благополучно забыли на долгие годы. 

 

Прим. ред. — Этап обострения отношений между Украиной и Россией, спозаранку или поздно, закончится, Крым вернется и проблема с аннексией будет закрыт навек. В конце концов, после разгрома фашизма, СССР и ФРГ восстановили нормальные взаимоотношения.

Может быть, тогда Керченский мост, хотим мы этого сейчас или дудки, сыграет свою роль. Он приобретет свое экономическое, геополитическое, транспортное, гуманитарное смысл, но  только тогда, когда станет мировым транспортным объектом.

На огромном пространстве от Великобритании до Индии требуется удобное транспортное извещение. В свое время, телеграфная черта Лондон-Дели проходила собственно через Керчь потому, что это был самый куцый путь из Европы в Азию. И, собственно здесь, пролегал и известный караванный Великий Шелковый линия.

Проект перехода через Керченский пролив дает возможность миллиардам людей в Европе, Азии и на Востоке фактически возродить исторический Великий Шелковый линия на новых технических возможностях. И, в таком случае, переход чрез Керченский пролив ставит Украину в середина мирового транспортного процесса, реально породит заинтересованность в нем полутора десятка стран, привлечет  к нам инвесторов и мировые технологии.

 

Александр Москаленко, основной редактор украинского он-лайн журнала о строительстве ProfiDom.com.ua  

Статьи о строительстве, ремонте, строительном рынке

Ремонт и стройка! © 2020 Frontier Theme