Ремонт и стройка!

Говорим, показываем, делаем!

Как в Киеве появился первый в СССР троллейбусный поезд

Как в Киеве появился первый в СССР троллейбусный поезд
50 лет назад 12 июня 1966 года вышел на маршрут первоначальный троллейбусный поезд киевского изобретателя Владимира Филипповича Веклича.  

Со временем, троллейбусные поезда стали визитной карточкой Киева. А эксперимент киевских транспортников начали перенимать многие города страны.

Истина, попытки создать троллейбусный поезд по принципу «тягач-прицеп» предпринимались и ранее, но были неудачны, этак как тяговый двигатель и редуктор троллейбуса тягача перегревались, что приводило к многочисленным поломкам на маршруте и преждевременному списанию головной машины. А применение таких поездов в городе со сложным рельефом, таким будто Киев, было вообще невозможным.

Молодой 26 летний директор троллейбусного депо № 2 Владимир Веклич предложил создать троллейбусный поезд, управляемый по системе многих единиц СМЕ: когда из одной кабины осуществляется управление тяговыми двигателями обеих машин.

 

Тут, надо отметить, что одиночные троллейбусы тех времен в час пик не справлялись с обслуживанием маршрутов. Еще более острой проблемой, стоявшей перед молодым директором, была острая нехватка водителей. Несмотря на нервную и тяжелую работу, зарплата водителей троллейбусов была низкой, а график работы у многих был прерывистый (т.е водитель работал в утренние и вечерние часы-пик и для того, что бы ему набрать необходимое за неделю число рабочих часов приходилось трудиться в выходные).

Создание троллейбусного поезда разом решило эти проблемы. На 18-м маршруте в час-пик, за счет применения 60 поездов, удалось реализовать провозную способность более 12 тысяч пассажиров в час в одном направлении, зарплата водителей была существенно повышена, график их работы стал непрерывным, а надобность в них только по Киеву была сокращена на 800 человек. Применение поездов дало колоссальный экономический эффект.

В 1980-х более половины парка киевских троллейбусов работали в составе почитай трехсот поездов. Они и стали «визитной карточкой» Киева. Изобретение стало темой кандидатской диссертации, которую Владимир Веклич успешно защитил в 1969 году. За внедренные в депо инновации в 1971 году изобретателя наградили орденом «Знак Почета».

Более 20 городов СССР и столица Болгарии София переняли успешный эксперимент киевлян. Поезда, работающие по системе Владимира Веклича, появились в Риге, Новосибирске, Талине, Ленинграде, Харькове, Днепропетровске, Севастополе, Горьком, Куйбышеве, Донецке, Симферополе, Краснодаре, Алма-Ате, Николаеве, Херсоне и других городах страны.

В честь 50-летия такого знакового изобретения «Киевпасстранс» решил увековечить и имя изобретателя и само изобретение, и 14 июня открыл мемориальную доску на административном здании троллейбусного депо № 2 по адресу Довженко, 7.

Статьи о строительстве, ремонте, строительном рынке

Ремонт и стройка! © 2020 Frontier Theme