Численность населения города на 1 мая 2016 года составляла 991 189 постоянных жителей и 1 008 852 человека наличного населения. Третий по величине город страны. В пределах агломерации проживает свыше 1,2 млн человек. Национальный состав населения: 61,7 % украинцев, 29 % русских, 1,3 % болгар, 1,2 % евреев.. Расположена на берегу Одесского залива Черного моря.
Крупнейший морской торговый порт Украины. Торговля, металлообработка, нефтепереработка, машиностроение, производство лекарств и продуктов питания. Санаторно-курортное лечение и пляжный передышка, круизный туризм. Крупный научно-образовательный середина.
Первая Национальная энциклопедия строительства ProfiDom.com.ua, представляет серию старинных фотографий этого уникального города, сделанных в конце 19-го и в начале 20-го веков.
Афонское-Андреевское подворье, пункт проживания паломников на Святую Гору Афон
Новая купеческая биржа
Была возведена в 1899 году по конкурсному проекту молодого и подающего надежды архитектора Викентия Прохаски, какой был переработан главным городским архитектором А. И. Бернардацци.
Отель «Большая Московская»
Большая Московская — отель в Одессе по адресу ул. Дерибасовская, 29. Дом гостиницы выполнено в стиле живописного модерна. Стройка продолжалось с 1901 по 1904 год.Дом было спроектировано архитектором Львом Влодеком, какой также построил в Одессе «Дом с атлантами» и гостиницу «Пассаж». Изысканую лепнину создавали скульпторы Товий Фишель и С. Мильман.
Текст рекламного объявления основы XX века: «Роскошная, комфортабельная, доступная в Одессе отель «Большая Московская», Дерибасовская улица, против Городского сада, с видом на море. Отель расположена в самой лучшей центральной и коммерческой части города, близ всех театров, бульваров, морских купаний, почты, телеграфа, административных и правительственных учреждений. С наилучшим «Татарский» рестораном. Роскошно обставленные номера от 1 рубля. Ванны. Электрическое освещение. Паровое отопление. Подъемная машина».
«Одесский аэроклуб»
21 марта 1908 года в Одессе состоялось первое собрание членов «Нового научно-спортивного общества «Одесский аэроклуб». Эта дата была объявлена днем основания Одесского аэроклуба — первого в Российской империи. Руководил аэроклубом, будто было принято в те годы — Комитет, а его Президентом стал командующий Одесским военным округом генерал от кавалерии А.В.Каульбарс.
Отель «Бристоль»
Гостиница «Бристоль» (во времена СССР называлась «Красная») расположенная по адресу улица Пушкинская, дом 15.Была построена в 1898—1899 гг. по проекту архитекторов Александра Бернардацци и Адольфа Минкуса визави здания Новой купеческой биржи и рядышком со зданием Государственного банка, и на то пора являлась одной из самых роскошных гостиниц Одессы. Она являлась первой 4-х этажной гостиницей Одессы.
Греческая улица
Греческая улица и — разом понятно, кто когда то тут проживал. И вид на Кафедральный Собор.
Дерибасовская улица
Свое наименование (первоначально итал. La strata Ribas) улица получила в честь Хосе де Рибаса, основателя Одессы и ее первого градоначальника, чей дом располагался на этой улице. Позднее тут жил его брат, Феликс де Рибас.
Первоначальное наименование улицы — Гимназская, иногда встречается наименование Гимназическая. Названа в честь коммерческой гимназии Вольсея, открытой по указу первого градоначальника города Ришелье 16 апреля 1804 года. С 6 июля 1811 г. улица называется Дерибасовская или де Рибасовская, с 1814 — попросту Рибасовская, с 1836 встречается наименование Де-Рибасовская, д’Рибасовская. В 1920 г. 30 апреля улицу переименовывают в улицу Лассаля. Фердинанд Лассаль (1825—1864) — публицист, деятель германского рабочего движения, устроитель Всеобщего германского рабочего союза. После гибели летчика-испытателя Валерия Федоровича Чкалова в 1938 г. улица носит имя Чкалова. С 19 ноября 1941 г. — улица Дерибасовская.
Мещанская храм
В 1891 году на площади, выходящей на Разумовскую и Тираспольскую улицы, заложили одновр/еменно храм и дом инвалидов. Большая красивая храм в русском стиле, возводимая по проекту епархиального архитектора Ю.М. Дмитренко, была в основном построена в 1894 году. Пятикупольный святилище, с высокой 30 метровой колокольней, по отзывам тогдашних газет, стала самой красивой в Одессе.
И вот, наконец, в мае 1897 года состоялось торжественное освящение храма в честь Вознесения Господня. Однако, в Одессе эту храм так называли – Мещанская.Старожилы города еще помнят этот великолепный святилище, простоявший до 30-х годов двадцатого столетия. После уничтожения церкви, на том месте устроили сквер, что находится сейчас у развилки 5 и 28 трамвайных маршрутов.
Отель «Пассаж»
Гостиница и крытые торговые ряды, монумент истории и архитектуры конца XIX — основы ХХ века в городе Одесса.Дом было построено в 1898—1899 годах. Освящено 23 января 1900 года. Заказчиком строительства выступил одесский торговец первой гильдии Моисей Яковлевич Менделевич. Зодчий проекта Влодек Л. Л. Авторы скульптурной группы — Мильман С. И., Фишель Т. Л..
На момент сдачи в эксплуатацию «Пассаж» был оборудован по наиболее современным на тот момент стандартам — электрическое освещение, которое обеспечивалось собственной электростанцией, паровое отопление, телефоны, лифт. В гостинице насчитывалось 162 комфортабельных номера.
Приморский бульвар
В XIX векe — Николаевский Бульвар, с 1919 по 1945 — бульвар Фельдмана) — бульвар в Одессе, начинающийся от Думской площади и заканчивающийся у Воронцовского дворца.
В 1900-1902 гг. по проекту одесского инженера И.Пятницкого, сына директора одесской 2-й Гимназии и выпускника Петербургского института инженеров путей сообщения, была построена «подъемная машина» возле лестницы на Николаевском (Приморском) бульваре. 8 июня (ст. ст.) 1902 г. одесский фуникулер начал свою существование. Два вагончика вместимостью 35 чел. любой, выписанные из Парижа, связали верхнюю доля города с портом.
Потемкинская лестница
До 1955 Бульварная лестница, ранее Приморская лестница, Ришельевская лестница, в XIX веке Гигантская лестница, с 1919 по 1941 — лестница бульвара Фельдмана). На сегодняшний день лестница состоит из 192 ступеней (изначально их было ровно двести, однако при расширении порта семь ступеней были засыпаны, а в предпоследнем пролете их 19) и десяти пролетов. Длина лестницы — 142 метра, она построена перспективно — ее основание (шириной 21,7 м) гораздо шире верхней части (12,5 м), благодаря чему при взгляде сверху лестницы создается впечатление одинаковой ширины на всем ее протяжении.
Одесская товарная биржа
По своей архитектуре дом старой биржи напоминает Александровский дворец 1792- 1796 гг. в г. Пушкине архитектора Д. Кваренги. Первоначально основной фасад здания украшали два ряда колонн, за которыми размещался открытый дворик, вымощенный каменными плитами. Ризалиты и задний фасад прорезали огромные (в два этажа) полуциркульные окна. В 1871-1873 гг. в целях расширения площади для биржевых операций дом было перестроено архит. Ф. И. Моранди. Другой ряд колонн главного фасада заменен стеной с парадным входом, дворик перекрыт и перестроен в Белоснежный зал, который соединялся с биржевым (Розовым) залом чрез колоннаду, возведенную на месте наружной стены здания. Все большие полуциркульные окна были заложены, фасад украшен скульптурой и лепкой проф. Иорини.
Одесский арена оперы и балета
Первый арена в Одессе и Новороссии по времени постройки, значению и известности. Первое дом было открыто в 1810 и сгорело в 1873 году. Современное дом построено в 1887 году архитекторами Фельнером и Гельмером в стиле венского барокко. Зодчество зрительного зала выдержана в стиле позднего французского рококо. Уникальная акустика подковообразного зала позволяет доказывать даже шепот со сцены в любой уголок зала.
В театре дирижировали П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов, пели великие Энрико Карузо, Федор Шаляпин, Саломея Крушельницкая, Антонина Нежданова, Леонид Собинов, танцевали Анна Павлова и Айседора Дункан.
Статьи о строительстве, ремонте, строительном рынке